Международный рынок и космические цены

   Разработка и испытание систем “Спейс Шаттл” с 1972 по 1983 г. обошлась в 17,8 млрд. долл. по курсу 1982 г., — говорится в материалах, подготовленных для Конгресса США Бюджетным управлением Конгресса.
   За первые три года (с 1983 по 1985 г.) эксплуатация обошлась дополнительно в 10,5 млрд. долл. по курсу 1982 г. Половина этой дополнительной стоимости была потрачена на собственно “Шаттл”, а половина — на создание сооружений. Любая программа такого масштаба должна учитывать курс денег, поскольку они не могут быть потрачены единовременно.
   Темп инфляции предполагался от 4 до 10% ежегодно. Для периода с 1972 по 1982 г. стоимость разработки и испытаний “Спейс Шаттла” составила от 21,3 до 28,1 млрд. долл. — максимум по курсу 1982 г.
   Первоначально проектировочная частота запусков “Спейс Шаттла” составляла 60 полетов в год. К 1983 г. расчетная частота запусков была снижена до 24 полетов в год. Дальнейшие изменения: до 9 запусков в 1989 г., 11 — в 1990 и 11 — в 1991 гг. Реальное количество полетов было скорректировано еще раз.
   Общая стоимость каждого полета “Шаттла”, включая амортизацию капитальных затрат на оборудование, по исследованию Бюджетного управления Конгресса, в 1982 г. в среднем составляла 258 млн. долл. при 12 полетах в год по расчетам. Если ввести поправку на инфляцию для пересчета по курсу 1988 г., то стоимость каждого полета “Шаттла” превысит 400 млн. долл. при частоте запусков 12 в год. Поскольку США осуществляет 10 пусков в год, то каждый из них в 1992–1993 гг. обходился более чем в 500 млн. долл.
   Стоимость пуска, оговоренная правительством Соединенных Штатов, согласно регламентам НАСА составляет 110 млн. долл. по данньм 1988 г. Следовательно, система “Шаттл” субсидируется более, чем на 80% ее истинной стоимости. Эти цифры посчитаны до катастрофы “Челленджера” и не включают в себя несколько миллионов долларов по курсу 1987 г.
   Почему США вынуждены вкладывать так много в систему “Шаттл”, а затем эксплуатировать ее, теряя более 80% реальных затрат? Ответ простой. Вторичные космические и социальные выигрыши для американской экономики делают программу “Шаттл” целесообразным капиталовложением.
   Когда деньги расходуются на техническую программу такого масштаба, изобретения и открытия, полученные в ходе нее, выливаются в экономические дивиденды для других областей развития общества. Правительство США исследовало экономический выигрыш от крупномасштабных затрат на научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы. В результате тщательного стоимостного анализа пришли к выводу, что создание и эксплуатация “Шаттла” соответствуют высшим интересам народа и экономики США. Это определение явилось результатом экономометрических исследований дивидендов экономики США в результате осуществления программы “Аполлон”. Эта программа полета человека на Луну, начатая в 1958 г., проводилась до 1972 г., и за это время было потрачено 25 млрд. долл.
   Исходные исследования “Экономические последствия ускоренного технологического развития”, подготовленные Мидуэстским исследовательским институтом для НАСА, показали, что затраты на гражданские, космические, научно–исследовательские и опытно конструкторские работы окупились (52 млрд. долл.) к 1970 г. и продолжали приносить прибыль, которая к 1987 г. оценивалась в 181 млрд. долл. Учетная ставка на оборот для этого капиталовложения оценивалась в 33%. Это первое исследование было проведено сразу же после высадки человека на Луну, в 1970 г. Исследования 1975 г., проведенные фирмами “Математика инкорпорейтед” и “Чей иконометрик инкорпорейтед”, подтвердили экономические выводы этого предварительного исследования. Они показывают, что каждый доллар, вложенный НАСА в программу “Аполлон”, обеспечил для США прибыль в 14 долл. Вот эта цифра, которая плавает по советской печати с легкой руки, а может быть, неграмотной головы, одного из обозревателей без разъяснении и в формулировке, которая была ему в то время выгодна.
   Что касается эффективности вклада в Советскую ракетно–космическую технику, то здесь пресса, приговаривая, что эти цифры никто не знает, “обоснованно” предполагает их ничтожность, а объяснения разработчиков космических систем о выгодности вклада связаны только с возможным в будущем.
   Передо мной — ряд материалов, в том числе и доклад Бюджетной комиссии Конгрессу США. Прибыль, в том числе и от лунных экспедиций, условна. Прибыль так же, как у нас, исчисляется из оценки подъема уровня национальной науки, техники и технологии. Это касается и цифр, опубликованных в печати о получении от космонавтики прибыли от 7 до 14 долл. на 1 долл. Они носят разъяснительный, иллюстрационный характер и имеют также только расчетное начало.
   По заключению исследовательских фирм, космические исследования и связанные с ними работы значительно повышают благосостояние нации. Из космических программ используются новые товары, технологические процессы и оптимизированное распределение ресурсов.
   Аналогично этому исследования по Европейскому космическому агентству показали, что дивиденды от европейской промышленности превысили 3 доллара на каждый вложенный доллар. Дополнительно 2–4 доллара получается в виде косвенной прибыли. Таким образом, общая прибыль составляет, по бюллетеню ЕКА ╧47 (1987 г.), более 700% капиталовложений.
   Успеха на международном рынке добьются те компании, которые будут представлять наиболее экономичные транспортные системы. В настоящее время удельная стоимость вывода полезного груза на орбиту чрезвычайно высока. Следует, однако, отметить, что при оценке стоимости эксперты находятся в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Это относится как к реальным затратам на разработку, так и к их применению.
   По данным ЕКА, опубликованным в июне 1991 г., группа американских ракет–носителей типа “Дельта” (серии 6925, 7925), “Атлас–Центавр” (варианты G,K) грузоподъемностью от 4,5 до 6,2 т полезного груза на опорную орбиту имеют удельную стоимость (стоимость вывода на орбиту одного килограмма груза) от 11,5 до 13,5 тыс. долл. “Титан–3”, коммерческий вариант “Титана–340”, мощностью до 16 т — около 11 тыс. долл. Французская ракета–носитель “Ариан–4” грузоподъемностью до 7 т — 13,8 тыс. долл. По другим оценкам, эти цифры примерно в два раза выше. Например, стоимость запуска спутника на “Титане–4” по различным оценкам составляет от 250 до 500 млн. долл.
   Удельная стоимость выведения полезных грузов на советских ракетах–носителях, по данным Главкосмоса, правда пятилетней давности, примерно на порядок ниже.
   Сделать какую–либо точную оценку уровня цен достаточно сложно. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в магазин пару раз и увидеть “прыгучесть цен”.
   В перспективных планах космических проектов существуют разработки, которые имеют обоснование только как стимулирующие дальнейший подъем национального уровня технологии, например, НАСП (NASP) в США, “Зенгер” в Германии. Экономическая эффективность настолько далека от реальных ощущений, что стоит на втором плане. В коммерческой части космоса, то есть в сфере деятельности фирм и других частных предприятий, эффективность исчисляется конкретными цифрами и представляет собой коммерческую тайну.
   В США и других странах существует такая же, как и у нас, необходимость разъяснять и показывать значимость и эффективность любых научных исследований, в том числе и в области астрономии, энергетики и космоса.


Далее...
Используются технологии uCoz