Экипаж ОК должен быть подготовлен к проведению ограниченного числа операций на космическом корабле "Союз ТМ" в случае его использования в качестве корабля-спасателя. Это требование обусловлено тем, что на этапе летных испытаний ОК "Буран" предусматривалось использование модифицированного корабля-спасателя типа "Союз ТМ" как в случае невозможности схода с орбиты, так и в случае обнаружения на орбите неисправности в системах спуска и посадки.
Для использования в качестве корабля-спасателя для экипажа "Бурана" в период его летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) предназначался "Союз ТМ" со стыковочным агрегатом АПАС-89, и поэтому данную модификацию специалисты называли еще "Союзом-спасателем".
Работы по теме "Союз-спасатель" были начаты в НПО
"Энергия" в
конце 80-х годов в интересах программы "Буран". Главное отличие данной
модификации от обычного "Союза ТМ" заключалось в том, что на корабле был
установлен стыковочный узел новой конструкции: андрогинный периферийный агрегат
стыковки - АПАС-89 (число означало год разработки). Такой же стыковочный узел
должен был устанавливаться на стыковочном модуле
"Бурана", расположенной в грузовом отсеке корабля. Это позволяло стыковать "Союз
ТМ" с "Бураном".
Всего было заказано три корабля-спасателя "Союз ТМ", которые получили заводские
номера N101 ("Союз ТМ-16"), 102 и 103.
В период ЛКИ "Бурана" в его экипаж должны были входить
два пилота-испытателя. Предполагалось, что в течение всего полета пилотируемого
"Бурана" корабль-спасатель "Союз ТМ" будет находиться на стартовой позиции в
готовности к срочному старту. Необходимость полета "Союза-спасателя" могла
возникнуть в случае серьезных отказов жизненно важных бортовых систем "Бурана",
по причине которых корабль не смог бы совершить посадку. Вот тогда-то и должен
был стартовать "Союз ТМ" с одним космонавтом-спасателем для эвакуации двух
пилотов с "Бурана".
Корабль-спасатель способен снять с терпящего бедствие ОК экипаж из двух или трех человек, доставить их на Землю или при благоприятных условиях на орбитальную станцию. Максимальное расчетное время от возникновения нештатной ситуации, требующей использование корабля-спасателя, до его стыковки с ОК может составлять несколько суток, в течении которых ОК должен находиться в режиме ожидания, выполняя резервную программу "Спасение экипажа с помощью корабля-спасателя".
Реализация этой
программы требует введения режима максимальной
экономии всех расходуемых запасов рабочих тел
бортовых систем, и в первую очередь системы
электропитания.
В связи с этим сразу после возникновения аварийной нештатной ситуации ОК переводится в экономичный режим: выключается ряд бортовых систем или их функциональных трактов, сокращается продолжительность сеансов связи с наземным комплексом управления, выбираются для основных систем режимы управления и работы с минимальным энергопотреблением, а в случае крайней необходимости вводится режим неориентированного полета. В процессе выполнения этой программы предусматривается периодическая (раз в 2 суток) коррекция гиростабилизированной платформы, необходимая для реализации спасения, на завершающем этапе резервной программы ОК переводится в режим пассивной стыковки, после чего ОК и корабль-спасатель стыкуются, давление в их герметичных отсеках выравнивается и экипаж может перейти в отсек корабля-спасателя.
После отделения корабля-спасателя от ОК возможны различные варианты завершения программы полета ОК, реализация которых определяется тяжестью последствий, связанных с возникшей нештатной ситуацией. Так, при неполном закрытии створок отсека полезного груза (не затянуты до упора несколько замков) или частичном отказе радиотехнических трактов посадочных систем резервная программа может предусматривать подготовку ОК к возвращению с орбиты без экипажа в автоматическом режиме управления.
"Союз ТМ" N101
был готов в 1991 г., и было принято решение включить корабль
N101 в программу недельного полета беспилотного
"Бурана-2". Эта программа была следующей: после старта "Бурана" производится его
стыковка к модулю "Кристалл" станции "Мир"; экипаж станции переходит в кабину
"Бурана" и проводит испытания его бортовых систем, в том числе дистанционного
манипулятора; полет в состыкованном состоянии длится в течение одних суток;
после расстыковки "Бурана" и "Мира" стартует "Союз ТМ" N101
с экипажем на борту и пристыковывается к многоразовому кораблю; экипаж "Союза ТМ"
в течение суток работает на борту "Бурана"; после расстыковки "Буран" выполняет
автоматическую посадку, а "Союз ТМ" с экипажем направляется к "Миру" и выполняет
стыковку к модулю "Кристалл".
Для реализации этой программы и выполнения полета на корабле "Союз ТМ"
N101 в ноябре 1990 г. в ЦПК были сформированы две
группы космонавтов и началась их подготовка. В первую группу (командиры
кораблей) были включены космонавты ГКНИИ ВВС (военные пилоты "Бурана"):
И.Бачурин, А.Бородай и Л.Каденюк. Во вторую группу (военные бортинженеры) вошли:
Э.Степанов, В.Илларионов и Н.Фефелов.
Первоначально полеты "Бурана-2" и "Союза ТМ" N101
планировались на конец 1991 г., затем их перенесли на конец 1992 г. В марте 1992
г. космонавты обеих групп завершили курс подготовки по кораблям "Союз-спасатель"
и "Буран" и сдали экзамены. Далее подготовка должна была проводиться в составе
экипажей, но этого не случилось, так как к этому времени стало ясно, что
"Буран-2" не полетит не только в 1992 г., но и в 1993 г.
В мае 1993 г. было принято решение о прекращении всех работ по программе
"Буран". Но еще до этого, в 1992 г., было решено использовать 101-ю машину для
доставки на станцию "Мир" очередной основной экспедиции. 24 января 1993 г. на
корабле "Союз ТМ-16" (N101) стартовал экипаж ЭО-13. Г.Манаков и А.Полещук
провели испытания "Союза-спасателя", выполнив стыковку к модулю "Кристалл".
Дальнейшее использование данной модификации "Союза ТМ" не планировалось, и
поэтому задел по двум другим кораблям (N102 и N103) был передан на изготовление
последующих обычных "Союзов ТМ".