Эта страница практически выросла из страницы Ваших отзывов и комментариев, когда среди наших гостей появились участники тех (сейчас уже почти легендарных) событий, готовые поделиться своими воспоминаниями. Мы всегда с радостью предоставляем место на сайте свидетельствам очевидцев. Это наша история, и вопреки сегодняшним дням мы по праву этим гордимся!
Вашему вниманию предлагаются материалы тринадцати авторов - надеемся, со временем их станет больше. Итак:
"Триумф и трагедия "Энергии". Размышления главного
конструктора" Автор - Главный конструктор ракеты-носителя "Энергия". Воспоминания представляют собой историко-технический труд "Триумф и трагедия "Энергии". Размышления главного конструктора", изданный его учениками и последователями в четырех книгах общим объемом более 1000 страниц. Публикуется с любезного разрешения Н.В.Губановой |
"Путь
к "Энергии" Автор
- заместитель генерального конструктора
РКК "Энергия", руководитель
научно-технического центра по средствам выведения, доктор технических наук,
профессор, действительный член Академии космонавтики и международной
Академии информатизации, Заслуженный конструктор Российской Федерации. |
"Взлет и
посадка "Бурана" Автор
- руководитель подготовки и пуска
ракеты-носителя "Энергия", универсальной
ракетно-космической транспортной системы (УРКТС)
"Энергия-Буран", доктор технических наук,
генерал-майор запаса Гудилин Владимир
Евгеньевич: Смотри также энциклопедический труд В.Е.Гудилина и Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игорь Садовский |
"В духе времени и в духе нашей перестройки..."
Письмо-обращение первого Главного конструктора многоразового космического
комплекса "Энергия-Буран" Игоря Садовского к Генеральному конструктору НПО
"Энергия" Юрию Семенову: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир
Ермолаев |
"Слово
о полку Бурановом..." О напряженных буднях военных
испытателей, уникальных фактах предпусковой подготовки комплекса
"Энергия-Буран", тяжелом солдатском быте Байконура рассказывает Владимир
Ермолаев: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Михаил
Пергаменщик |
"Самый
восточный участник проекта" Для начала немного о себе и о нашей команде. Первый и довольно очевидный
вопрос, каким это образом владивостокцы и
Байконур, ЦУП, Буран? Все довольно просто. В Питере в это время уже шли работы по системе автоматической посадки Бурана - "Вымпелу". То, что мы, дальневосточники, оказались на этой теме, видимо не случайно, ведь один из бурановских объектов - запасной аэродром, должен был располагаться в Приморском крае и кому, как не нам, его обслуживать. Нашей задачей было освоение изделия у разработчика, настройка на объекте, испытания и совместная с заказчиком его эксплуатация. Мы прибыли в период, когда работы шли не в начальной, но весьма далекой от завершения стадии. Нас распределили по подразделениям института, где отношение к нам было такое же, как и к своим сотрудникам. Т.е. мы попали не в гости на готовенькое, а стали полноправными участниками разработки. Продолжение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Валерий
Чеботарев |
"15 ноября я находился на
рабочем месте в зале подмосковного ЦУПа..."
"...В эти дни исполняется 13 лет
("чертова" дюжина!) с того момента, когда был
успешно осуществлен запуск "Энергии-Буран".
Первая попытка, 29 октября 1988 года, почему-то
считается неудачной. Но это не так. ...29 октября 1988 года, ЦУП, поздний вечер. Коллеги доверили мне занять место в главном зале. Первое, что поразило, когда я надел наушники - это какофония звуков. Все говорили одновременно, "в одном эфире". Шел предстартовый обратный отсчет времени и на моем экране высвечивались "чужие" параметры (т.к. "мои" должны были появиться только после старта"). Время неумолимо уменьшалось, и за несколько секунд до старта все разговоры внезапно стихли, "чужие цифры" замерли на экране. Тишина. И вдруг в наушниках взорвался чей-то истошный крик: "АПП! АПП!". Все. Стоп. Пуск прекращен за полсекунды до "нуля". Аварийное прекращение предстартовой подготовки, прекращение пуска, сброс всех циклограмм! Первая мысль: "Что произошло? Это же наш участок!". Меня тут же пригласили "на ковер" к руководителю, летчику-космонавту В.Рюмину. Рядом с ним находился его заместитель, Кравец... Продолжение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сергей Грачев |
"Один
полет на "Юбилейном"
"...30 октября 1986 года. На аэродроме
"Крайний" готовится к вылету самолет, летающая лаборатория Ту-154. Командир
экипажа - летчик-космонавт Игорь Петрович Волк -
руководитель отряда летчиков-испытателей МАП, которые учили летать "Буран" и
сами готовились к полету на нем. Их еще называли "волчьей стаей". Метеоусловия на аэродроме "Юбилейный" были сложные. Нижний край слоисто дождевой облачности был 300-400 м, и это при высоте круга полетов 600 м... Продолжение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"40
лет 2 ЦИП КС"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Иван Иваныч" и канистра спирта
В годы службы на 7 ИПе (измерительном пункте, или официально 107 Отдельная Испытательная Станция) космодрома Байконур в г.Жезказган (раньше он назывался Джезгазган, но самостийность казахов свергла букву "Д", тем самым дав понять, кто здесь хозяин) я, как многие офицеры измерительных отделов, ездил начальником наземных поисковых групп по обеспечению безопасности пусков с космодрома Байконур, поиску и эвакуации отделяемых (и естественно, падающих) частей ракет-носителей. В наших районах падения (боевых полях! Во как!) падали первые ступени "Союзов", "Протонов" и т.д., а также их головные обтекатели. При запусках пилотируемых аппаратов в степи появлялись лихие ребята из поисково-спасательной службы (ПСС) ВВС. Эта легендарная служба была создана, когда наша страна стала запускать космические аппараты. У её рождения стоял А.П.Каманин, один из первых Героев Советского Союза, первый руководитель отряда космонавтов. Ребята из ПСС готовились эвакуировать космонавтов, космические аппараты из любой точки страны и даже за её пределами. Так что с подготовкой у них все было хорошо. На вездеходах ПЭМ (поисково-эвакуационных машинах), самолетах и вертолетах поисковики разлетались вдоль трассы выведения космического аппарата или по трассе спуска спускаемых аппаратов. Машины-ПЭМки были оборудованы всякими прибамбасами, типа спутниковая связь, радиопеленгаторы и еще черт знает чем... Продолжение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С огромным вниманием прочел я материалы Вашего сайта. Прошло, без малого, 20 лет со дня описываемых событий. Многое забывается и безвозвратно уходит в прошлое. Появляются утки вроде пуска "БАЙКАЛА". Понятно, что нужен ореол тайны вокруг программы - так легче добывать деньги. На мой непросвещенный взгляд, этим следует заниматься чуть позже, когда отойдут от дел все участники событий. А сейчас, пока еще не поздно, очень важно собрать как можно больше первичного материала - документов, воспоминаний всех тех, кто создавал, наверное, последнее техническое чудо великой державы. За эту работу бесконечная Вам благодарность. Что же касается названия "Байкал", то во время работ на полигоне циркулировала банальная версия. Как говорили "птичники", "Байкал" переименовали в "Буран" из-за опасения, что при посадке могут обгореть плитки ТЗП с первыми тремя буквами и миру предстанет корабль с незавидным названием. Пока живы участники проекта, проверить эту версию очень легко. Может быть, когда-нибудь в пику "Аэропорту" наш Хейли и напишет "Буран". Только вряд ли способен один человек охватить весь масштаб происходившего в то время. Прочтите воспоминания конструкторской элиты, опубликованные на сайте. Описания одних и тех же событий иногда принципиально расходятся. Ну, например: Продолжение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16-й
отдел службы НИР - прообраз будущего вычислительного центра космодрома -
служба длиною более 30 лет "...Одним из самых сложных и
продолжительных этапов моей работы в последние годы службы на космодроме
стала подготовка к пуску многоразовой космической системы (МКС). Началась
она еще в начале 1977 года, когда я занимал должность заместителя начальника
управления по ОИР. В феврале 1976 года вышло Постановление правительства "О
создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета,
межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системы,
стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплекса и других
наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты
высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращением с орбиты грузов
массой до 20т". Заказчиком системы выступило Министерство обороны
СССР, Головным разработчиком было определено НПО
"Энергия", возглавляемое Генеральным конструктором
В.П.Глушко. Комиссия по военно-промышленным вопросам при Совете
Министров СССР в декабре 1976 года утвердила
кооперацию исполнителей". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Записки рядового инженера |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир Дмитриев |
Космический старт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Web-master: ╘Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@polkovnik2000.narod.ru