Манипулятор для космического корабля "Буран" был разработан в Государственном научном центре - Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики (ГНЦ ЦНИИ РТК РФ) (Санкт-Петербург). Это учреждение было организовано в конце 1960-х годов на основе Опытного конструкторского бюро технической кибернетики.
Для проведения испытаний в институте создали уникальный стенд. манипулятор, предназначенный для работы в открытом космосе, размещают на платформу, опирающуюся на воздушную подушку. Подобным образом проверяют и отрабатывают перемещение различных грузов в условиях искусственной невесомости. Манипулятор общей длиной (в "вытянутом" транспортном положении) 15 м действует в трех плоскостях и имеет 6 вращательных степеней свободы. Система бортовых манипуляторов орбитального (СБМ) корабля состоит из двух манипуляторов весом по 360 кг - основного и резервного. На конце каждого манипулятора смонтирован захват, которым удерживается и перемещается полезный груз, при этом за ходом операции оператор наблюдает с помощью двух независимых телекамер, поворачивающихся в двух плоскостях, а прожектор освещает захват и нужное место на наружной поверхности космического аппарата или орбитальной станции.
Бурановский манипулятор имеет кинематическую
схему, сходную с манипулятором Space Shuttle
(RMS). Кроме шести вращательных степеней подвижности
он имеет одну транспортную степень (для начальной
установки в грузовом отсеке корабля при закрытых створках грузового отсека). Звенья
манипулятора ("плечо" и "локоть") выполнены шарнирно-стержневыми из легких, но
прочных композиционных материалов (углепластика), которые приспособлены для
космических условий с резким перепадом температур.
Управление манипулятором осуществляется через коммутатор, связанный с приводами
звеньев и бортовым цифровым вычислительным комплексом (БЦВК),
что позволяет использовать несколько режимов управления.
В режиме ручного управления действиями
манипулятора руководит оператор с помощью двух рукояток на на пульте управления
манипуляторами, расположенном на задней стенке в командном
отсеке кабины корабля. Одна рукоятка обеспечивает перемещение собственно
манипулятора, а другая связана непосредственно с захватами. Контроль за
операцией оператор осуществляет с помощью уже упомянутой выносной телевизионной
системы.
В автоматическом режиме управления манипулятор действует по заложенной в
БЦВК программе. При этом БЦВК
осуществляет связь манипулятора с оборудованием, размещенным вне корабля,
рассчитывает оптимальную траекторию и требуемую скорость перемещения захватов с
грузом, непрерывно контролируя работу всей системы, и при необходимости, внося
необходимые коррективы.
В режиме целеуказания манипулятор может самостоятельно переместить
захваты с полезным грузом в заранее заданную точку пространства.
Предусмотрен и резервный режим работы, при котором управляющие команды
поступают на каждый шарнир манипулятора.
В отличие от своего американского аналога RMS, манипулятор "Бурана" имеет одну принципиальную особенность - он может управляться не только с борта орбитального корабля, но и с Земли. В этом случае в процессе работы из космоса напрямую в наземный Центр управления полетом (ЦУП) "сбрасывается" большой объем телеметрической информации, которая мгновенно анализируется, обрабатывается и полученные команды столь же быстро отправляются на орбиту и поступают в блок памяти БЦВК, откуда они передаются на манипулятор. Таким образом, оператор, находящийся в ЦУПе, сможет производить работы в открытом космосе с борта корабля, выполняющего непилотируемый автоматический полет.
Технические характеристики |
|
Число степеней свободы | 6 вращательных |
Грузоподемность, т | 30 |
Рабочая зона | сфера радиусом 15,5 м |
Максимальная
скорость, см/сек: с грузом без груза |
10 30 |
Точность позиционирования, см | 3 |
Что же касается программ, помещаемых в блоках памяти БЦВК, то разработчики предусмотрели их хранение в основном и дополнительных блоках. Такое решение позволяет гибко планировать программу полета в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту корабля.В связи с закрытием программы манипулятор "Бурана" так и не был испытан в условиях космического полета (в первом и единственном полете "Бурана" он не устанавливался, а второй полет в декабре 1991 г., в котором предусматривалось его испытание, так и не состоялся) однако проведенное наземное натурное и компьютерное моделирование позволило определить следующие особенности его движения:
При работе с грузом около 1 т амплитуда колебаний схвата за счет суммарной упругости (основная упругость сосредоточена в шарнирах и в схвате в месте крепления груза) составила 50 см.
Остановка груза весом 1.5 т и 6 т сопровождается колебательным переходным процессом со временем затухания порядка 2 и 4 минут соответственно.
Далее мы приводим иллюстрации из различных источников, предоставленные В.Лебедевым
Крепление бортового манипулятора:
Бортовой манипулятор
(цветные фотографии сделаны в помещении
ВНИИТрансМаш, г.Санкт-Петербург, и публикуются с
разрешения Прыгичева Т.В.):
![]() Вид с корневого ("плечевого") узла крепления вдоль манипулятора |
![]() Вид на среднюю часть манипулятора |
![]() Вид на "кистевую" часть манипулятора |
![]() Вид на "локтевой сустав" манипулятора |
![]() Вид на "плечевой сустав" манипулятора |
![]() Вид на "кистевую" часть манипулятора |
![]() Демонстрация бортового манипулятора на одной из выставок |
![]() Вид на "кистевую" часть манипулятора |
Web-master: ╘Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@polkovnik2000.narod.ru