Модуль кабины ОК "Буран"
Технологическое членение модуля
кабины (агрегат МК) изделия "11Ф35":
1 - кронштейны крепления МК в носовой
части фюзеляжа (НЧФ, агрегат Ф-1); 2 - переднее
гермоднище; 3 - оболочка приборного отсека; 4 -
подсборки оболочек командного отсека; 5 - панель
заднего гермоднища; 6 - заднее гермоднище; 7 -
оболочки бытового отсека; 8 - каркас шпангоута N2;
9 - панели пола верхнего; 10 - каркас заднего гермоднища; 11 - арки шпангоута N4; 12 - каркас
окантовки люка; 13 - панели пола нижнего; 14 - рамы.
Модуль кабины длиной 5400 мм,
шириной более 5000 мм и высотой 5400 мм представляет
собой цельнометаллический сварной герметичный
отсек, в котором размещаются рабочие места экипажа, аппаратура СУ,
оборудование и СЖО. Корпус МК состоит из
оболочки, шести шпангоутов, переднего и заднего
днищ, верхнего и нижнего полов и собран из
панелей вафельной конструкции, изготовленных
фрезерованием из плит алюминиевого сплава и
соединенных автоматической сваркой. В местах
установки крышек люков и иллюминаторов панели
подкреплены окантовками, в местах приложения
сосредоточенных сил и по границам изменения
кривизны поверхности корпуса - балками.
Внутренние пояса шпангоутов МК собраны из
крупногабаритных фрезерованных деталей и
крепятся к внешним поясам (образованным на
панелях оболочки) сваркой и механическим
крепежом.
Верхний и нижний силовые полы состоят из
балочного каркаса и настила и выполняют роль
стяжек каркаса МК между шпангоутами и
подкрепляющих заднее плоское днище элементов.
Полы делят объем кабины на три отсека: командный отсек, в котором размещаются экипаж и его рабочие места, бытовой отсек, в котором располагаются приборные отсеки СУ, СЖО и шлюзовая камера кабины (ШКК), а также пассажиры (при их наличии) и агрегатный отсек, в котором находятся вспомогательное оборудование и устройства систем; связь между отсеками обеспечивается через люки верхнего и нижнего полов. На переднем и заднем днищах имеются панели герметичных электроразъемов связи оборудования, установленного в кабине, с системами ОК.
Входной люк, открываемый внутрь
кабины, обеспечивает доступ в бытовой отсек МК.
На его крышке установлен быстродействующий
механизм запирания с десятью замками,
срабатывающими от одной ручки, что обусловлено
требованиями экстренной эвакуации экипажа в
случае возникновении нештатных ситуаций в
процессе предстартовой подготовки.
Девять иллюминаторов командного отсека
обеспечивают достаточный обзор для работы на
орбите и для ручного управления при заходе
на посадку и при посадке.
Технологический люк заднего днища позволяет проводить монтаж оборудования в процессе сборки, в центре его находится круглый вырез с фланцем для стыковки с ШКК или стыковочным модулем (СМ).
В верхней части фонаря кабины
предусмотрена возможность установки линейного
устройства разделения (ЛУР), которое образует
выходы катапультных кресел,
устанавливаемых при экипаже из
двух человек.
Для предотвращения утечек тепла и снижения
уровня акустических нагрузок кабина имеет
теплоизоляционное покрытие типа АТМ.
Высокие требования к жизнестойкости МК
потребовали разработки конструкции крепления,
исключающей передачу нагрузок от деформаций НЧФ на всех этапах полета. Это
обеспечено подвеской МК на системе шарнирных
рычагов, расположенных в зоне стыка оболочки с
верхним полом и на переднем днище.
Технологическое членение оболочки, дающее минимальную длину швов, расположение их в пространстве, позволяющее вести автоматическую сварку, разработка оригинальной технологии и создание специальной установки УПСФ-2, на которой ведутся высокоточная разделка элементов и автоматическая электронно-лучевая сварка в защитной среде, позволили добиться качества сварных соединений, полностью удовлетворяющего требованиям герметичности и прочности. Контроль сварки ведется на всех стадиях технологического процесса тремя независимыми методами неразрушающего контроля.
Внутренний вид каркаса модуля кабины можно увидеть на примере изделия N2.01 на странице "Изделие 2.01"
Общий вид кабины: | |
Отсеки модуля кабины (МК): | 1 - командный, 19 - бытовой, 31 - агрегатный; |
Приборные отсеки: | - 21, 27, 32, отсек АСУ - 23; |
Блоки оборудования: | - 4, 10, 11, пульты - 3, 5, 16; |
Кресла: | 6 - пилота, 8 - бортинженера, 13 - специалиста, 14 - командира; |
Иллюминаторы: | 9 - верхние, 12 - задний; |
Люки: | 18 - переходной, 22 - входной, 28 - в агрегатный отсек; |
Платы: | 17 - гермоплаты, 35 - перестыковочные; |
Агрегаты: | 29, 30 - укладки; 33, 34 - распредустройства; 26 - буфет; 15 - огнетушитель; 24 - воздуховод; 2 - приборная доска; 7 - клапан разгерметизации; 20 - шкафы; 25 - холодильно-сушильный агрегат |
Компоновка кабины включает (общий объем порядка 73 куб.м):
Командный отсек является рабочим помещением экипажа и служит для размещения:
Командный отсек: | |
Посты: | 1 - ножного управления, 2 - управления элеронами; |
Кресла: | 5 - командира, 7 - пилота, 11 - бортинженера, 13 - специалиста; |
Пульты: | 6 - центральный, 8 - правый, 9 - индивидуальной системы обеспечения жизнедеятельности (ИСОЖ), 10 - бортинженера, 16 - левый; |
Блоки: | 19 - управление передней стойкой, 20 - защита освещения, 21 - коммутации управления и системы отображения; |
Люки: | 12 - переходный резервный, 15 - переходный основной; |
Оборудование: | 3 - приборная доска; 4 - верхний щиток; 14 - регенерационная система; 17 - ручка управления ВТ; 18 - ручка управления ВРДУ |
Бытовой отсек предназначен для отдыха экипажа, размещения оборудования СЖО и СОТР, бытового и вспомогательного оборудования и т.п., а также для установки шлюзовой камеры.
Бытовой отсек: | |
Приборные отсеки: | 1, 14, 24; |
Перестыковочные платы: | 2; |
Блоки: | 5, 9, 10; |
Агрегаты: | 3 - светильник; 4, 8 - распределительное устройство; 6 - датчики реле давления; 7 - газоанализатор; 11, 22 - агрегаты систем; 12 - АТС; 13 - шкафы; 15 - панель; 16 - воздушный фильтр; 17 - крышка люка; 18 - приемники АСУ; 19 - сборник урины; 20 - лестница; 21 - воздуховод; 23 - буфет; 25 - спальное место; 26 - люки в агрегатном отсеке; 27 - гермоплаты |
Агрегатный отсек используется для размещения оборудования СЖО, СОТР и системы электропитания (СЭП) системы электроснабжения.
Агрегатный отсек: | |
1 - блок очистки и охлаждения воздуха; | |
2 - воздуховод; | |
Сборники: | 3 - сборники конденсата; 4 - сборники отходов АСУ; |
Баллоны: | 5 - кислородные баллоны; 8 - противопожарный баллон; |
6 - регенераторы; | |
7 - гермоплата; | |
9 - кран переключения системы СТР |
Приборные отсеки ПО-1 и ПО-2 служат для размещения радиоэлектронного оборудования и элементов СОТР. Они закрыты панелями с открывающимися крышками для доступа к блокам.
Экипаж через входной люк на левом борту кабины попадает в бытовой отсек, а из него по лестнице и через переходные люки в потолке бытового отсека с двух сторон - в командный отсек, а через открывающиеся крышки люков в нижнем полу - в агрегатный отсек.
Сложности, с которыми столкнулись создатели кабины в части обеспечения предъявляемых к ней требований по герметичности, заключались в том, что погонная длина герметичных сварных швов составила 153 м, количество герметизируемых проемов и отверстий в оболочке - 1018, а погонная длина герметичных уплотнений на оболочке (с двойными барьерами уплотнений) - 142 м; при этом допустимые утечки воздуха из кабины не должны превышать 1,5 кг/сут, что соответствует наличию отверстия диаметром около 0,35 мм. |
|
|
![]() |
![]() |
Общий вид кабины: 1- входной люк; 2- остекление (фонарь); 3- люки для катапультирования; 4- узлы подвески кабины; 5- гермоплаты; 6- верхние иллюминаторы; 7- модуль командных приборов. |
Компоновка
кабины: 1-агрегатный отсек; 2- бытовой отсек (БО); 3- командный отсек (КО); 4,6- катапультные кресла (в посадочном и стартовом положениях); 5- люк для катапультирования; 7- шлюзовая камера кабины; 8- нижний пол; 9- верхние иллюминаторы; 10,11- рабочие места РМ-4 и РМ-3; 12- верхний пол; 13- задний иллюминатор; 14,15- рабочие места РМ-5 и РМ-6; 16- ассенизационно-санитарное устройство; 17,19- рабочие места РМ-2 (летчика) и РМ-1 (командира); 18- переходные люки из БО в КО; 20- эксплуатационные люки; 21,22,23- приборные отсеки ПО-1, ПО-7 и ПО-2; 24- входной люк; 25- буфет |
Компоновка кабины самолета-аналога БТС-02 ОК-ГЛИ несколько отличается от штатной, в частности, размещением оборудования в бытовом отсеке |
Web-master: ╘Вадим Лукашевич 1998-2006