chavo.gif (2115 bytes)chavo.gif (2115 bytes)
(Частые Вопросы наших посетителей)

1. Почему сейчас не летает "Буран"?

Причина совершенно простая: нет денег не только на продолжение программы "Энергия-Буран", но и на официальное закрытие (!) программы. Официальное закрытие программы подразумевает как минимум выход распоряжения Правительства РФ с обязательным выделением средств на консервацию и/или утилизацию оборудования и изготовленных образцов, перепрофилирование производства, списание (компенсацию?) громадной дебиторской задолженности государства многочисленной кооперации, решение неизбежных социальных вопросов и т.п.

2. Сколько всего было построено "Буранов" и где они сейчас?
Общее количество стендовых образцов приведено на странице Тушинского машиностроительного завода. Ниже приведены только полноразмерные изделия:
N Обозначение Назначение изделия Местонахождение/состояние/примечание
Индекс Имя Планер
Летные образцы многоразового орбитального корабля 11Ф35:
1. 1К, 11Ф35

"Буран"

1.01 Первый летный экземпляр Доставлен на космодром в декабре 1985 года. Совершил космический полет в автоматическом режиме 15.11.1988. После полета находился на Байконуре1 сооружении 112-ой площадки - Монтажно-испытательном корпусе - МИКе вместе с макетом РН "Энергия"), но 12.05.02 был уничтожен при обрушении крыши здания. Являлся собственностью Казахстана, и по непроверенным данным, был заложен в качестве залога под иностранный кредит.
2. 2К, 11Ф35 "Буря" ? 1.02 Второй летный экземпляр В настоящее время находится на Байконуре, на площадке 112А, в сооружении 80 (Монтажно-заправочный корпус - МЗК), является собственностью Казахстана. Должен был совершить второй полет (IVкв. 1991г.) в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир" с посещением экипажа на орбите с последующей автоматической посадкой. Готовность к полету на начало 1993 года оценивалась в 95-97%.
3. 3К, 11Ф35   2.01 Третий летный экземпляр В цехах Тушинского машиностроительного завода (НПО "Молния"), степень готовности 30...50%. В октябре 2004 г. перевезен на причал Химкинского водохранилища для временного хранения. Скорее всего, он будет продан в экспозицию одного из зарубежных (немецких?) музеев.
4. 4К, 11Ф35   2.02 Четвертый летный экземпляр Разобран на стапелях в цехах Тушинского машиностроительного завода
5. 5К, 11Ф35   2.03 Пятый летный экземпляр Задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода
Макетно-технологические образцы орбитального корабля 11Ф35:
6.       Макет самолета-аналога БТС-02 ГЛИ Перед постройкой изделия БТС-002 ОК ГЛИ в соответствии с принятой в СССР технологией проектирования авиационной техники был построен натурный полноразмерный деревянный макет (деревянный "Буран" - это звучит!). Местонахождение в настоящий момент неизвестно, но скорее всего, макет не сохранился, т.к., согласно имеющемуся в архиве НПО "Молния" фотоснимку, он многие годы хранился под открытым небом и уже на момент съемки представлял собой печальное зрелище...
7. 1М ОК-М 0.01
(011?)
Повторно-статические прочностные испытания После проведения программы прочностных испытаний  изделие 001 (в случае продолжения программы) должно было стать "утопленником" для тренировок экипажей в бассейне ЦПК в условиях гидроневесомости. После наработки материалов для первого полета и последующего фактического закрытия программы переоборудован в аттракцион "Буран: космическое путешествие" в ЦПКиО им.М.Горького на Фрунзенской набережной в Москве.
8. ОК-ГЛИ (БТС-002) 0.02 Горизонтальные летные испытания В период 1984-89 г.г. совершил 25 полетов на аэродроме ЛИИ им.М.Громова в подмосковном г.Жуковский. После завершения программы летных испытаний и отработки автоматической посадки длительное время находился на консервации в ЛИИ им.М.Громова, периодически экспонируясь на авиасалоне МАКС, затем в октябре 1999 г. был передан в лизинг в качестве экспоната в зарубежный музей (г.Сидней, Австралия). С 15.11.2001 экспозиция в Сиднее закрылась и БТС-002 должен был переехать на другую выставку, но застрял в порту Бахрейна (октябрь 2004 г.). По сообщениям НПО "Молния", продан в музей немецкого города Зинсхайм (?), в который должен прибыть в 2005 (?) году.
9. ОК-КС (КС-35) 0.03 Полноразмерный комплексный стенд Комплексная отработка программного обеспечения, электро-радиотехнические испытания систем и оборудования. Находится в цехах РКК "Энергия", г.Королев.
10. 4МТ, 11Ф35МЛ1 ОК-МЛ1 0.04 Габаритно-весовой примерочный макет Использовался для отработки воздушной транспортировки. После доставки на Байконур в декабре 1983 г.  основным назначением являлось проведение предварительных примерочных работ с оборудованием МИКа, посадочного комплекса и УКСС; также использовался для проведения частотных испытаний в сборке с РН. С изделием ОК-МЛ1 проведены работы:
- примерки технологического оборудования в составе изделия 11Ф36П1 (РН 11К25+11Ф35МЛ1) на технической позиции 11П595 (МЗК) с января по февраль 1986 г.;
- комплексная отработка с 13 по 28 августа 1986 г. технологии подготовки к летным испытаниям с использованием комплекса в составе макетной РН (4МКС-Д) и корабля (11Ф35МЛ1) на УКСС, совмещенная с динамическими испытаниями комплекса с заправленной РН (блоки А - нафтилом, блок Ц - оксидом);
- комплексная отработка с 29 августа по 4 октября 1986 г. технологии предстартовой подготовки на стартовом комплексе (11П825) на примере комплекса в составе макетной РН (4МКС-Д) и корабля (11Ф35МЛ1), совмещенная с огневыми испытаниями системы дожигания выбросов непрореагировавшего водорода. Блоки А ракеты в процессе испытаний заправлялись нафтилом и оксидом, блок Ц - винилом.
В настоящий момент (12.04.2003) находится на Байконуре на открытой площадке для огневых испытаний, по непроверенным данным продан коммерческим структурам. По последней информации, ОК-МЛ1 используется, хотя и не по назначению: входной люк открыт, приставлена лестница, и местная молодежь пьет пиво в кабине и на крыше, проникая туда через давно разбитое остекление...
11. ОК-ТВА 0.05 Тепло-вибро-прочностные испытания Изготовлен в "россыпи" (по агрегатам - полноразмерным отсекам), находится в ЦАГИ (данные по состоянию на ноябрь 2004)
12. ОК-ТВИ 0.06 Тепло- вакуумные испытания Испытания элементов конструкции (полноразмерных отсеков), оборудования и системы терморегулирования в вакуумной камере КВИ-1. Находится там же, в НииХимМаш, пос.Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области (рядом с г.Загорском )
13. 7М, 11Ф35МТ ОК-МТ, (ОК-МЛ2) 0.15 Технологический макет для отработки предстартовых операций Доставлен на Байконур в августе 1984 года для проведения конструкторского макетирования бортовых и наземных систем, примерки и отработки технологического оборудования, отработки плана подготовки к пуску и послеполетного обслуживания. С использованием ОК-МТ были проведены полный цикл примерок с технологическим оборудованием в МИКе "Бурана", макетирование связей с РН, отработаны системы и оборудование МЗК и стартового комплекса с заправкой и сливом компонентов ОДУ, а именно:
- примерки изделия 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35МТ) с транспортным установочным агрегатом (17Т12 либо 17Т332) на технической позиции 11П595 (МЗК) с 13 по 16 мая 1986 г.;
- проведение примерочно-стыковочных и заправочных работ с отработкой технологии подготовки ОК в составе комплекса 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35МТ) на стартовом комплексе (11П825) с 5 по 14 мая 1987 г., в МЗК с 14 по 28 мая 1987 г., и снова на старте с 28 мая по 29 июня 1987 г.;
- отработка заправки корабля (в составе комплекса РН 11К25+11Ф35МТ) в МЗК и на стартовом комплексе в период с сентября по октябрь 1987 г.;
- отработка штатной технологии заправки водородом и кислородом бортовой химической системы электропитания изделия 11Ф35МТ с отработкой посадки и эвакуации экипажа проводилась в составе комплекса 11Ф36П2 (РН 11К25+11Ф35МТ) на стартовом комплексе с 6 июля по 7 августа 1990 г.

В настоящее время находится на Байконуре, на площадке 112А, в сооружении 80 (МЗК), является собственностью Казахстана, по неподтвержденным данным продан коммерческим структурам.
14.   0.08 Медицинские исследования Полностью изготовлен только модуль кабины с начинкой, после окончания работ находился на территории 29-ой клинической больницы в Москве, затем был перевезен в подмосковный Центр подготовки космонавтов.
ОК ╧1.01, слетавший в космос
1.01
ОК ╧1.02? во время опытного вывоза на СК
1.02
ОК ╧2.01 в цехе ТМЗ
2.01
ГЧФ ОК ╧2.02
2.02 (остатки)
Изделие ╧015 - ОК-МТ
015
БТС-002 ОК-ГЛИ
002-ГЛИ
Комплексный стенд (╧003 ОК-КС) в цехе НПО ЭНЕРГИЯ
003 ОК-КС
Изделие 004 (ОК-МТ) на площадке для огневых испытаний (конец 2002г.)
004 ОК-МЛ1
Виброиспытания ГЧФ
005
ОК ╧006 в цехе НииХимМаш
006
Прочностные испытания планера Бурана (ОК ╧001)
001

008
3. Сколько всего было потрачено на программу "Энергия-Буран" и сколько стоит один запуск?

Всего на программу "Энергия-Буран" было потрачено 16...17 млрд.$. Достоверных данных по стоимости одного запуска нет, но эти значения можно получить косвенным путем, используя стоимость выведения 1 кг полезного груза (1250$) с помощью РН "Энергия" по данным исследований Стенфордского института (Space Systems of Engineering, ENGR 235A, Winter 1999, Prof. Bruce Lusignan, p.27) США: стоимость запуска получается: 1250$ x 105000кг = 131.25 млн.$
Однако по оценкам специалистов ОАО НПО "Молния", стоимость выведения 1 кг полезной нагрузки с помощью РН "Энергия" лежит в диапазоне 3000-5000 $/кг

4.

Почему на летающем аналоге "Бурана" БТС-02 используются турбореактивные двигатели, а на орбитальном корабле нет?

Подробный ответ на этот вопрос можно найти в разделе "Воздушно-реактивная двигательная установка" и в ответах Генерального конструктора "Бурана" Г.Е.Лозино-Лозинского

Смотри также наш

Архив дискуссионного клуба

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИПилоты Буранапереход к полету ОК Байкалпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к сверхзвуковым ракетам-мишенямпереход к карте сайтапереход к web-мастеруЧертежи и детальные проекции общего видапереход к Space Shuttleпереход к другим проектам Многоразовых космических кораблей
Web-master: ╘Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@polkovnik2000.narod.ru

Используются технологии uCoz