N |
Обозначение |
Назначение
изделия |
Местонахождение/состояние/примечание |
Индекс |
Имя |
Планер |
Летные образцы многоразового орбитального
корабля 11Ф35: |
1. |
1К,
11Ф35 |
"Буран" |
1.01 |
Первый летный экземпляр |
Доставлен на
космодром в декабре 1985 года. Совершил космический полет в автоматическом
режиме 15.11.1988. После полета находился на Байконуре (в
1 сооружении 112-ой площадки -
Монтажно-испытательном корпусе - МИКе вместе с
макетом РН "Энергия"), но 12.05.02
был уничтожен при обрушении крыши здания. Являлся
собственностью Казахстана, и по непроверенным данным,
был заложен в качестве
залога под иностранный кредит. |
2. |
2К, 11Ф35 |
"Буря"
? |
1.02 |
Второй летный экземпляр |
В настоящее время
находится на Байконуре, на
площадке 112А, в сооружении 80 (Монтажно-заправочный
корпус - МЗК),
является собственностью Казахстана. Должен был
совершить второй полет (IVкв. 1991г.) в
автоматическом режиме со стыковкой с
пилотируемой станцией "Мир" с посещением
экипажа на орбите с последующей автоматической
посадкой. Готовность к полету на начало 1993 года
оценивалась в 95-97%. |
3. |
3К, 11Ф35 |
|
2.01 |
Третий летный экземпляр |
В цехах Тушинского
машиностроительного завода (НПО "Молния"), степень готовности
30...50%. В октябре 2004 г.
перевезен на причал Химкинского водохранилища для
временного хранения. Скорее всего, он
будет продан в экспозицию одного из зарубежных
(немецких?) музеев. |
4. |
4К, 11Ф35 |
|
2.02 |
Четвертый летный экземпляр |
Разобран на
стапелях в цехах Тушинского
машиностроительного завода |
5. |
5К, 11Ф35 |
|
2.03 |
Пятый летный экземпляр |
Задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного
завода |
Макетно-технологические образцы орбитального
корабля 11Ф35: |
6. |
|
|
|
Макет
самолета-аналога БТС-02 ГЛИ |
Перед постройкой изделия
БТС-002 ОК ГЛИ в соответствии с
принятой в СССР технологией проектирования
авиационной техники был построен натурный полноразмерный деревянный
макет (деревянный "Буран" - это звучит!). Местонахождение в настоящий
момент неизвестно, но скорее всего, макет не сохранился, т.к., согласно
имеющемуся в архиве НПО "Молния"
фотоснимку, он многие годы хранился под открытым небом и уже на момент съемки
представлял собой печальное зрелище... |
7. |
1М |
ОК-М |
0.01
(011?) |
Повторно-статические
прочностные испытания |
После проведения
программы прочностных испытаний изделие 001 (в случае
продолжения
программы) должно было стать
"утопленником" для тренировок экипажей
в бассейне ЦПК в условиях гидроневесомости. После
наработки материалов для первого полета и последующего фактического
закрытия программы переоборудован в аттракцион "Буран: космическое
путешествие" в ЦПКиО им.М.Горького на Фрунзенской
набережной в Москве. |
8. |
2М |
ОК-ГЛИ (БТС-002) |
0.02 |
Горизонтальные летные
испытания |
В период
1984-89 г.г. совершил 25 полетов
на аэродроме ЛИИ им.М.Громова в подмосковном г.Жуковский. После завершения программы летных испытаний и
отработки автоматической посадки
длительное время находился на консервации в ЛИИ им.М.Громова,
периодически экспонируясь на
авиасалоне МАКС, затем в октябре 1999 г.
был передан в лизинг в качестве экспоната
в зарубежный музей (г.Сидней, Австралия).
С 15.11.2001 экспозиция в Сиднее закрылась и БТС-002 должен был переехать на другую выставку,
но застрял в порту Бахрейна (октябрь 2004 г.).
По
сообщениям НПО "Молния", продан
в музей немецкого города Зинсхайм (?), в который
должен прибыть в 2005 (?) году. |
9. |
3М |
ОК-КС
(КС-35) |
0.03 |
Полноразмерный
комплексный стенд |
Комплексная отработка программного обеспечения,
электро-радиотехнические испытания систем и оборудования.
Находится в цехах РКК "Энергия",
г.Королев. |
10. |
4МТ,
11Ф35МЛ1 |
ОК-МЛ1 |
0.04 |
Габаритно-весовой примерочный макет |
Использовался для отработки
воздушной
транспортировки.
После доставки на Байконур в декабре 1983 г.
основным назначением
являлось проведение предварительных примерочных работ с оборудованием
МИКа,
посадочного комплекса и УКСС;
также
использовался для проведения частотных испытаний в сборке с
РН. С изделием ОК-МЛ1 проведены работы:
- примерки технологического оборудования в составе изделия 11Ф36П1 (РН
11К25+11Ф35МЛ1) на технической позиции 11П595 (МЗК) с января по февраль
1986 г.;
- комплексная отработка с 13 по 28 августа 1986 г. технологии подготовки
к летным испытаниям с использованием комплекса в составе макетной РН
(4МКС-Д) и корабля (11Ф35МЛ1) на УКСС,
совмещенная с динамическими испытаниями комплекса с заправленной РН (блоки
А - нафтилом, блок Ц - оксидом);
- комплексная отработка с 29 августа по 4 октября 1986 г. технологии
предстартовой подготовки на стартовом комплексе
(11П825) на примере комплекса в составе макетной РН (4МКС-Д) и корабля
(11Ф35МЛ1), совмещенная с огневыми испытаниями системы дожигания
выбросов непрореагировавшего водорода. Блоки А
ракеты в процессе испытаний заправлялись нафтилом и оксидом,
блок Ц - винилом.
В
настоящий момент (12.04.2003) находится на Байконуре
на открытой площадке для
огневых испытаний, по непроверенным данным продан
коммерческим структурам. По последней информации, ОК-МЛ1 используется,
хотя и не по назначению: входной люк открыт, приставлена лестница, и
местная молодежь пьет пиво в кабине и на крыше, проникая туда через
давно разбитое остекление... |
11. |
5М |
ОК-ТВА |
0.05 |
Тепло-вибро-прочностные испытания |
Изготовлен в
"россыпи" (по агрегатам - полноразмерным
отсекам), находится в ЦАГИ
(данные по состоянию на ноябрь 2004) |
12. |
6М |
ОК-ТВИ |
0.06 |
Тепло- вакуумные
испытания |
Испытания
элементов конструкции (полноразмерных
отсеков), оборудования и
системы
терморегулирования в вакуумной камере КВИ-1.
Находится там же, в НииХимМаш,
пос.Пересвет Сергиево-Посадского
района Московской области
(рядом с г.Загорском ) |
13. |
7М,
11Ф35МТ |
ОК-МТ,
(ОК-МЛ2) |
0.15 |
Технологический макет для отработки предстартовых операций |
Доставлен на
Байконур в августе 1984 года для проведения конструкторского
макетирования бортовых и наземных систем, примерки и отработки
технологического оборудования, отработки плана подготовки к пуску и
послеполетного обслуживания. С использованием ОК-МТ были
проведены полный цикл примерок с технологическим оборудованием в МИКе
"Бурана", макетирование
связей с РН, отработаны системы и оборудование
МЗК и стартового комплекса с заправкой и
сливом компонентов ОДУ, а именно:
- примерки изделия 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35МТ) с транспортным установочным
агрегатом (17Т12 либо 17Т332) на технической позиции 11П595 (МЗК) с 13
по 16 мая 1986 г.;
- проведение примерочно-стыковочных и заправочных работ с отработкой
технологии подготовки ОК в составе комплекса 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35МТ)
на стартовом комплексе (11П825) с 5 по 14 мая 1987
г., в МЗК с 14 по 28 мая 1987 г., и снова на старте
с 28 мая по 29 июня 1987 г.;
- отработка заправки корабля (в составе комплекса РН 11К25+11Ф35МТ) в
МЗК и на стартовом комплексе в период с сентября по
октябрь 1987 г.;
- отработка штатной технологии заправки водородом и кислородом бортовой
химической системы электропитания изделия 11Ф35МТ с отработкой посадки и
эвакуации экипажа проводилась в составе
комплекса 11Ф36П2 (РН 11К25+11Ф35МТ) на стартовом
комплексе с 6 июля по 7 августа 1990 г.
В настоящее время
находится на Байконуре, на
площадке 112А, в сооружении 80 (МЗК),
является собственностью Казахстана, по неподтвержденным
данным продан коммерческим структурам. |
14. |
8М |
|
0.08 |
Медицинские
исследования |
Полностью изготовлен
только модуль кабины с начинкой,
после окончания работ находился на территории 29-ой клинической
больницы в Москве, затем был перевезен в подмосковный
Центр подготовки космонавтов. |