Средняя часть фюзеляжа - агрегат Ф-2 ОК "Буран"
Средняя часть фюзеляжа длиной 18 500 мм, шириной 6000 мм и высотой 5500 мм обеспечивает размещение полезного груза, элементов бортовых систем и их монтаж. В ее состав конструктивно входят 26 шпангоутов, составляющих поперечный набор, боковые и нижние панели обшивки со стрингерным набором, продольные балки, створки ОПГ, ниша передней опоры шасси и узел связи с РН.Шпангоуты СЧФ делятся на пять типов:
1. | - стык СЧФ с НЧФ, состоящий из нижней и двух верхних частей, представляющих собой коробчатую конструкцию с двумя стенками, расположенными на расстоянии 200 мм друг от друга и соединенными между собой стяжками; каждая стенка нижней части шпангоута включает в себя центральную и две боковые секции, причем центральная, как наиболее нагруженная, изготавливается фрезерованием из титановой плиты и имеет проушины для крепления модуля кабины и верхней части шпангоута. Верхняя часть шпангоута сборная и включает элементы соединения с такелажными узлами, нижняя часть шпангоута имеет плату с передним узлом стыковки ОК и РН; |
2. | - три шпангоута, расположенные в зоне ниши шасси передней опоры и разрезанные на две симметричные сборки, причем нижние части каждой сборки имеют ферменную конструкцию, состоят из нижних и верхних поясов, соединенных между собой раскосами из титанового сплава, а боковины каждой симметричной части - из внутреннего и внешнего поясов, соединенных стенкой; |
3. | - следующие три шпангоута, конструкция которых выполнена в виде боковых стенок и набора диафрагм; |
4. | - следующие 12 шпангоутов, каждый из которых имеет две боковые стенки (правую и левую) и нижнюю ферменную часть, причем боковые стенки шести шпангоутов фрезерованные с проушинами для крепления полезного груза, а шести - сборные с наружными и внутренними поясами, соединенными гофрированной стенкой; форменная часть шпангоутов состоит из поясов и раскосов, соединенных с поясами болтами; |
5. | - оставшиеся семь шпангоутов, по конструкции аналогичные четвертому типу, но нагруженные значительными силами от крыла; их нижние форменные части выполнены из титановых материалов и образуют своего рода центроплан крыла, а верхние и нижние пояса имеют проушины для крепления консолей крыла. |
Оболочка СЧФ выполнена из боковых и нижних панелей, разделенных на четыре части по длине и соединенных по стыкам болтами. Панели собираются из химически фрезерованных листовых обшивок и стрингеров открытого профиля. Типоразмеры сечений, толщин и заготовок стрингеров и обшивок унифицированы для всего планера.
На боковых панелях имеются вырезы для люков системы наддува и вентиляции (СНВП) планера и люков заправки жидких кислорода и водорода в баки электрохимического генератора (ЭХГ) тока. С левой и правой сторон в передней зоне СЧФ расположены наплывы крыла в виде оболочек с каркасом из диафрагм арочного типа, выполняющие роль зализа между консолью крыла и бортом фюзеляжа. Панели оболочек собираются из штампованных листовых обшивок и стрингеров открытого профиля. По контуру наплыва приклепаны гнутые профили швеллерного сечения для соединения с фюзеляжем. Для подхода к местам стыка в боковых панелях фюзеляжа и в панелях наплывов имеются технологические люки.
Продольные балки (лонжероны) фюзеляжа располагаются по правому и левому бортам, окантовывая ОПГ. Каждая из них состоит из двух поясов, стенок, бимса и силовых стоек, которые образуют силовой элемент, воспринимающий изгибные и крутящие нагрузки всего фюзеляжа. К бимсу с помощью болтов крепятся кронштейны навески створок ОПГ.
Технологическое членение Ф-2 (увеличенные
изображения можно найти на CD-ROMе "The
Flight of Buran" v.2.5):
1 - шпангоуты; 2 - лонжероны;, 3 - зашивка
внутренняя; 4 - панели нижние; 5 - панели боковые; 6 -
раскосы
Характеристики | Технологические параметры | |||
Габариты, мм: | Применяемые материалы: | |||
- длина | 22150 | - алюминевые сплавы | 1201, 01420, Д16чТ1, АБМ-1, АМГ-6, АБМ-1, АК6 | |
- ширина | 5500 | - титановые сплавы | ВТ-15, ВТ-16, ВТ-20, ВТ-23 | |
- высота | 6040 | - стали | ВНС-5, 30ХГСНА, ЭИ-696, ВКС-210 | |
Виды соединений: | ||||
- заклепочные, шт. | 271682 | |||
- болт-заклепочные, шт. | 18818 | |||
- болтовые, шт. | 16817 | |||
- сварные, типы | ААрДЭС, АрДЭС | |||
- клеенные |
Ниша передней опоры шасси образована стенками шпангоутов, двумя боковыми продольными стенками с приливами и проушинами для установки узлов передней опоры шасси и верхней стенкой. На верхней стенке ниши закреплена балка, к которой крепится замок убранного положения передней опоры шасси. В донной части нишу замыкает створка, опирающаяся на окантовку, которая крепится к стенкам. В закрытом положении створка фиксируется шестью замками. Герметичность ниши с закрытой створкой обеспечивается двойным гермоуплотнением.
Створки ОПГ длиной 18500 мм и шириной (по дуге) около 8000 мм являются верхней частью фюзеляжа, защищают внутренний объем со всем его содержимым от воздействия внешней среды. Они выполнены из двух (по правому и левому бортам) частей, состоящих из четырех секций, причем каждая часть крепится к 12 узлам на продольной балке фюзеляжа. Секции створок конструктивно состоят из рамы, изготовленной из титанового сплава, и сотовых панелей из композиционного материала на основе углеродных волокон и полимерного связующего, изготовленных формованием в автоклаве. Секции связаны между собой силовыми штырями, исключающими восприятие продольных нагрузок. Для предотвращения протока плазмы в ОПГ в стыках между частями створок, а также между створками и шпангоутами фюзеляжа установлено металлорезиновое уплотнение, а в компенсационных зазорах между секциями и между частями и по периметру створки - температурные барьеры. В закрытом положении створка и ее части фиксируются по продольному стыку 17, а по торцам - 8 замками. Использование композиционных материалов позволило уменьшить массу створок ОПГ на 600 кг по сравнению с металлическим вариантом.
На каждом борту СЧФ расположены по шесть люков системы наддува и вентиляции планера размерами 510х200 мм каждый, створки которых открываются внутрь отсека, а герметизация обеспечивается резиновым уплотнителем специального профиля; в верхней передней зоне СЧФ расположены люки заправки системы питания ЭХГ размерами 500х600 мм каждый, створки которых открываются наружу, а герметизация обеспечивается резиновым уплотнителем специального профиля и прижимами и температурным барьером.
По правому и левому бортам на кронштейнах проложены электрожгуты СЭП, СУ и СБИ, а также трубопроводы транскорабельных магистралей подачи компонентов топлива к двигателям БДУ-Н.
Верхние пояса шпангоутов имеют ворсовые накладки, крепящие тканевую зашивку ОПГ, обеспечивающую стабилизацию тепловых режимов оборудования, расположенного в СЧФ.
Хвостовая часть фюзеляжа длиной 3600 мм, шириной 5500 мм и высотой 6000 мм служит для размещения оборудования бортовых систем, ВСУ, гидросистемы, остронаправленной антенны (ОНА-II) и ОДУ. Снаружи она имеет узлы крепления консолей крыла, балансировочного щитка, вертикального оперения, парашютно-тормозной установки (ПТУ) и узлы связи с РН. Конструкцию отсека составляют панели обшивки, шпангоуты и раскосы, лонжероны фюзеляжа и балки.Шпангоуты ХЧФ включают три силовых и три несиловых, малонагруженных шпангоута. Силовые шпангоуты состоят из стенок и балок, изготовленных из титановых плит, и воспринимают нагрузки от крыла, вертикального оперения и узлов связи с РН; два из них соединены между собой 12 раскосами и образуют единую жесткую конструкцию, воспринимающую нагрузки при работе ДОМ и ПТУ. Три несиловых шпангоута поддерживают обшивку и крепятся к ней через промежуточный элемент (компенсатор), обеспечивая внешние обводы ХЧФ.
Продольный силовой набор состоит из балок, верхних и нижних лонжеронов. Верхние лонжероны являются продолжением продольных балок СЧФ и воспринимают нагрузки от изгиба и кручения фюзеляжа, нижние лонжероны - от узлов стыковки с РН. Продольные балки поддерживают плоские панели переднего и донного шпангоутов для уменьшения деформаций при возникновении перепада давлений внутри отсека.
В донной части ХЧФ расположен люк антенны ОНА-II с открывающейся наружу створкой. В закрытом положении створка удерживается 10 замками, открытие и закрытие которых обеспечивается электроприводом через систему рычагов и качалок, а герметизация - двумя резиновыми уплотнителями специального профиля. По обоим бортам ниже строительной горизонтали фюзеляжа (СГФ) имеются два эксплуатационных люка для доступа в отсек.
Вес агрегатов, кг | ||
╧ изделия | СЧФ | ХЧФ |
0.01 | 20060,306 | нет данных |
0.02 | нет данных | нет данных |
0.03 | 23441,096 | нет данных |
0.04 | 9921,127 | 4907,850 |
0.05 | нет данных | 5888,720 |
0.06 | нет данных | 3950,652 |
0.16 | 10139,833 | нет данных |
1.01 | 10237,670 | 5934,399 |
1.02 | 10256,333 | 5635,842-5934,399 |
2.01 | 10222,692 | нет данных |
2.02 | 10190,008 | нет данных |
Примечание к таблице весов: лимитная масса СЧФ составляет 9161 кг.
Рабочие (сборочные) чертежи средней и хвостовой частей фюзеляжа |
Web-master: ╘Вадим Лукашевич
1998-2002